Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 17 г. Борисова"
телефон: 8 (0177) 94-27-24
email: sad17@rooborisov.by
222514, Минская обл, г. Борисов, ул. Морозова, д. 83 а

Родителям будущего школьника

Ответы на вопросы родителей

«Вы спрашиваете»

«Мы отвечаем»

1.Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение  к школе включает как интеллектуальную, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение- стать школьником, не только понять. Но и принять важность школьного обучения, уважение учителей, товарищей по школе.
Родителям важно знать  уровень сформированного положительного отношения  к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений  об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Нужно рассказать детям о своих любимых учителях, прочитать какие-нибудь истории о школе, посмотреть фильмы.  Это будет активизировать сознание, чувство, создаст положительную установку на учебу в школе.

2. Насколько важна физическая готовность  ребенка к обучению в школе?

Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко  именно из-за недостаточности физического развития ,физических качеств  некоторые дети отступают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность,  гибкость. Силу, выносливость.  Последние качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью, так необходимо для достижения успеха учебной деятельности. Из-за недостаточности развития «ловких мышц» у ребенка возникают описки, пропуски букв.

3. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Ребенку в 6  лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля.  Произвольным. Но управляемым должно быть не только внешнее поведение , но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему установить отношения между целью действий и их мотивами.

4. В чем различие  взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?

При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становиться более деловыми, тогда как в детском саду они были более  эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно его постепенно готовить к системе новых отношений в школе.

5. Какие советы вы можете дать по воспитанию «чувства долга» у дошкольника?

Надо иметь ввиду, что в понятии «чувство долга» главное не  «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не криков  « ты должен…   сделать!» Чувство не возникают по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на ваше чувство, на нашу любовь понимание.


 

6. Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольников?

Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И их нужно твердо придерживаться. Нужно помнить и то, что ребенок  воспринимает фильмы не так, как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ребенком впечатления от увиденного.

7.Почему не все дети одинаково овладевают  чтением, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель?

Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная -  у ребенка недостаточно развиты речь, фонематический слух. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя  интересные игры. Например, разрезая полоски бумаги разного цвета и размера, можно учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы  он рассказал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки,  по которым можно последовательно рассказать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем дошкольном возрасте  основой перестройки  психических процессов, орудием мышления.

Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальную, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение- стать школьником, не только понять. Но и принять важность школьного обучения, уважение учителей, товарищей по школе.

Родителям важно знать уровень сформированного положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Нужно рассказать детям о своих любимых учителях, прочитать какие-нибудь истории о школе, посмотреть фильмы. Это будет активизировать сознание, чувство, создаст положительную установку на учебу в школе.

Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?

Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко именно из-за недостаточности физического развития ,физических качеств некоторые дети отступают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость. Силу, выносливость. Последние качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью, так необходимо для достижения успеха учебной деятельности. Из-за недостаточности развития «ловких мышц» у ребенка возникают описки, пропуски букв.

Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным. Но управляемым должно быть не только внешнее поведение , но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему установить отношения между целью действий и их мотивами.

В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?

При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становиться более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно его постепенно готовить к системе новых отношений в школе.

Какие советы вы можете дать по воспитанию «чувства долга» у дошкольника?

Надо иметь ввиду, что в понятии «чувство долга» главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не криков « ты должен… сделать!» Чувство не возникают по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на ваше чувство, на нашу любовь понимание.

Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольников?

Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И их нужно твердо придерживаться. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильмы не так, как взрослый. Поэтому лучше смотреть телевизионную программу вместе и обсуждать с ребенком впечатления от увиденного.

Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель?

Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развиты речь, фонематический слух. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры. Например, разрезая полоски бумаги разного цвета и размера, можно учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем дошкольном возрасте основой перестройки психических процессов, орудием мышления.



Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Именно в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Не всегда движения целенаправленны, точны. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематичного обучения и постоянных упражнений.

Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:
до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;
в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;
к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;
в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка,
во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Причем, в дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательных дидактических играх: “Сделаем бусы”, “Составь предмет из спичек”, “Помоги Золушке перебрать крупу”. Все эти игры требуют сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качественной подготовки руки.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”, которые требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Пальчиковые игры очень эмоциональные, увлекательные.

У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:
Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
Занятия с пластилином.
Занятие с конструкторами.
Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.
Шнуровка.

Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп письма.

Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используются упражнения на штриховку. Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними.

В процессе занятия необходимо обращать внимание на умение ребенка не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

Немаловажную роль в формировании графических навыков играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировок на листе бумаги. Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.

Формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

На всех этапах обучения, упражнения являются не механическими повторением одних и тех же процессов или действий, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила:
как правильно сидеть;
как положить руки, кисти рук;
как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь;
одновременно начинать и заканчивать работу.

Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки (успешной учёбы).

Версия сайта для слабовидящих